Жалоба в ФАС по 44 и 223 ФЗ: в чем разница и на что обратить внимание?
Жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу
Разбираем особенности жалоб по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Обжалование закупок в ФАС – один из ключевых инструментов защиты интересов участников торгов. Однако процесс подачи жалобы и ее рассмотрения значительно различается в зависимости от того, идет речь о закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Разберем, какие ключевые отличия существуют, и на что важно обратить внимание при подаче жалобы.
1. Кто может подать жалобу?
• По 44-ФЗ:
-любой участник закупки, который считает, что заказчик нарушил его права, а также контролирующие органы, общественные организации и даже просто заинтересованные лица.
• По 223-ФЗ:
-только участник закупки, подавший заявку или чьи права были нарушены.
| посторонние лица подать жалобу не могут, а контроль ФАС здесь менее строгий, чем в госзакупках по 44-ФЗ |
2. На что можно пожаловаться?
• По 44-ФЗ:
-нарушение порядка проведения закупки (некорректное извещение, неверные сроки, дискриминационные требования);
-неправомерный отказ в допуске к участию;
-незаконное изменение условий контракта после подписания;
-ограничение конкуренции, установление заведомо невыполнимых требований.
• По 223-ФЗ:
-нарушение положения о закупках конкретного заказчика (важно изучить этот документ перед подачей жалобы!);
-дискриминационные требования в документации;
-неправомерный отказ в допуске к закупке;
-изменение условий закупки с нарушением установленных процедур.
| Вывод: в 44-ФЗ контроль жестче, так как закупки проводятся за бюджетные деньги. В 223-ФЗ заказчик действует по собственному регламенту, и жаловаться можно только на нарушения этого положения |
3. Сроки подачи жалобы
Днем подачи жалобы - считается день, когда заявление было принято/зарегистрировано
В рамках 44-ФЗ:
- на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке – до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
| но мы знаем, как это сделать даже после окончания сроки подачи заявок |
- на действия (бездействие) заказчиков, комиссий по осуществлению закупок, операторов электронных площадок и иных лиц – не позднее 5 дней со дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
| на действия (бездействие) субъектов контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке |
- на действия (бездействие) оператора электронной площадки при аккредитации участника закупки – не позднее 5 дней со дня совершения обжалуемых действий (бездействия);
- жалоба на действия (бездействие) субъектов контроля, совершенные при заключении контракта после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт – не позднее даты заключения контракта.
В рамках 223-ФЗ:
- на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии – не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов или размещения результатов торгов в ЕИС
- на действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, – в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов или размещения результатов торгов в ЕИС
| Вывод: в 44-ФЗ сроки четко прописаны в законе, а в 223-ФЗ их устанавливает сам заказчик |
Хотите оценить перспективу по Вашему вопросу?
Заполните заявку и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.
Или можете позвонить нам прямо сейчас.
4. Требования к жалобе
• По 44-ФЗ:
-содержание жалобы строго регламентировано;
-обязательно указание конкретных норм закона, которые были нарушены;
-требуется подтверждение факта нарушения (например, переписка с заказчиком, отказ в допуске, противоречия в документации).
• По 223-ФЗ:
-жалоба составляется с учетом положения о закупке данного заказчика;
-нужно обосновать, почему действия заказчика нарушают его же регламент и общие принципы 223-ФЗ (открытость, конкуренция, равные условия);
-важно учитывать практику ФАС в регионе – решения могут различаться.
| Вывод: в 44-ФЗ жалоба жестко регламентирована, в 223-ФЗ важно доказать несоответствие действия заказчика его собственным правилам |
5. Как рассматривают жалобы в ФАС?
• По 44-ФЗ:
-жалоба рассматривается в срок не более 5 рабочих дней;
-заказчик обязан предоставить все документы по требованию ФАС;
-решение ФАС обязательно к исполнению.
• По 223-ФЗ:
-жалоба рассматривается в срок не более 7 рабочих дней;
- ФАС не всегда принимает сторону заявителя, так как заказчик сам устанавливает правила;
-решение ФАС может не привести к немедленному аннулированию закупки, если заказчик докажет, что действовал в рамках своего положения.
| Вывод: в 44-ФЗ контроль ФАС строже и решение исполняется незамедлительно, в 223-ФЗ заказчик может оспаривать его, ссылаясь на свое положение о закупке |
6. Возможные последствия
• По 44-ФЗ:
-ФАС может отменить закупку или обязать заказчика исправить нарушения;
-заказчику грозят штрафы и административная ответственность;
-можно добиться возвращения контракта на подписание.
• По 223-ФЗ:
-ФАС может признать закупку незаконной, но это не всегда приводит к ее отмене;
-если закупка состоялась, добиться пересмотра результатов сложнее;
-главная цель – заставить заказчика изменить условия для будущих закупок.
| Вывод: в 44-ФЗ больше шансов на отмену закупки и наказание заказчика, в 223-ФЗ основная борьба – за корректировку условий и участие в будущих торгах |
Вывод:
Обжалование закупок – сложный процесс, где важно учитывать не только нормы закона, но и правоприменительную практику ФАС.
Ошибки при составлении жалобы могут привести к отказу или даже негативным последствиям для самого заявителя.
Если закупка по 44-ФЗ:
-важно действовать быстро – сроки рассмотрения жалоб короткие;
-любая ошибка в обосновании жалобы может привести к отказу.
Если закупка по 223-ФЗ:
-нужно тщательно изучить положение о закупке;
-важно заранее оценить практику ФАС в регионе.
Не рискуйте – обратитесь за помощью к профессиональным юристам! Мы детально разберем ситуацию, подготовим жалобу и добьемся защиты ваших интересов.
Свяжитесь с нами прямо сейчас – разберем вашу ситуацию и защитим ваш бизнес!
Подготовка жалоб в ФАС/УФАС (без представительства на заседании комиссии)
от 10 000
/ рублейПодготовка жалоб в ФАС/УФАС (с представительством на заседании комиссии)
от 20 000
/ рублейПодписывайся на наш Telegram-канал и будь в курсе главных новостей!